Внутреннее убранство
К настоящему времени в Сампсониевском соборе восстановлены росписи в трапезной, в предалтарной части они сохранились фрагментарно.
В западноевропейском духе (в стиле Людовика XIV) исполнено центральное панно "Император Петр I". Казалось, портрет выходящего из походной палатки царя в рыцарских латах и трофейные пушки как атрибут военной победы несовместимы с православной иконописью. Но роспись была выполнена в 1760-х годах, и в сознании людей того времени эта церковь была, прежде всего, храмом-памятником, Полтавским мемориалом, символом великой победы русского оружия. Слева от императора - стол с атрибутами верховной власти. Благоговейно приложив левую руку к груди, царь направляется к престолу основанного им храма. Вечерний пейзаж на заднем плане, окрашенный прозрачными тонами заходящего солнца, символизирует окончание дня триумфальной битвы.
По мнению архитектора созданного в 1909 году Сампсониевского юбилейного комитета, картина интересно задумана и красиво скомпонована. Однако фигура царя слишком моложава, ее общие пропорции анатомически неверны.
Несмотря на то, что картина написана в 1763 году, она довольно хорошо сохранилась. Во время юбилейной реставрации 1909 года ее очистили и покрыли лаком. Практически то же самое сделали при очередной реставрации в 1999 году.
Попытки с помощью архивных материалов определить имя художника не увенчались успехом. Можно сделать лишь ряд предположений. Портреты Петра Великого с натуры писали несколько художников, в том числе Кнеллер (1697), Купецкий (1711), Танауер (1714), Каравак (1716), Никитин (1716), Карл Моор (1717), Натье (1717) и Гиацинт Риге (писал портрет Петра в Париже).
Сравнительный анализ позволяет предположить, что изображение Петра I в Сампсониевском соборе можно условно отнести к типу Г.Кнеллера.
Готфрид Кнеллер (1646-1723) написал портрет русского царя в 1697 году для английского короля Вильгельма III. С этого портрета П.Шенком была сделана гравюра (гравюра лондонского мастера Джона Смита только повторяет работу Шенка). Несколько десятков этих гравюр попали в Россию и стали прототипом образа царя-реформатора для многих русских художников. С высокой степенью вероятности можно предположить, что, выполняя роспись в Сампсониевской церкви, неизвестный художник в качестве основы для образа Петра I воспользовался гравюрой Смита.
Можно только догадываться, почему Грязновский-Лапшин заказал художнику писать Петра I с гравюры Смита. На ней царь изображен молодым (на 12 лет моложе времен Полтавской победы). Возможно, было желание угодить взошедшей на престол в 1762 году Екатерине II и представить Петра Алексеевича молодым и стройным юношей.
Екатерина II любила Сампсониевскую церковь. Существует легенда, что именно в этом храме она тайно венчалась с графом Г.Потемкиным. Авторы публикаций по данному вопросу ссылаются на переписку и воспоминания высокопоставленных лиц екатерининской эпохи, но в архивах и церковных книгах подтверждений этому факту найти не удалось.
Примечательна еще одна настенная роспись русских художников начала XX века. Надпись над изображением Казанской Богоматери гласит: "копия Каплуновской Божьей Матери бывшей при воинах в день Полтавской победы". Это стало еще одним подтверждением преемственности, исторической эстафеты от одного поколения россиян к другому, связи поколений, основанной на героических традициях отечественной истории.
Уникальность Сампсониевского собора проявляется и в декоративном убранстве. Главная достопримечательность храма - золоченый пятиярусный деревянный иконостас, признанный шедевр русской резьбы XVIII века, поражающий своими размерами: ширина - 13,6 м; высота - 11,2 м. Он решен в виде так называемого "высокого иконостаса", в отличие от "низкого иконостаса" Петропавловского собора. По мнению исследователей, высокий иконостас, тип которого сформировался еще в древнерусском искусстве, наиболее полно отвечал стилю барокко.
В главном иконостасе первый и второй ярусы - соответственно местный и праздничный, третий - апостольский, четвертый и пятый - соответственно пророческий и крестных страданий.
В липовом резном иконостасе архитектонические части (колонны, архитравы и т. п.) органично сочетаются с круглой скульптурой и полностью вызолочены. Гладкие части фона окрашены в зеленый с прожилками цвет под камень змеевик, что в сочетании с золоченой резьбой дает великолепный колористический эффект.
Объемность фигур усиливается игрой комбинированной клеевой позолоты: использовано глянцевое и матовое золочение на полимент.
Декоративное оформление 42 резных рам повторяется и не выходит за пределы барочной системы выразительности, но здесь нет и двух копий, каждый элемент оригинален.
В полной мере это относится и к круглой скульптуре. Фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, парящих ангелов и херувимов, путти, держащие символы крестных страданий - все они создают мир главного иконостаса.
Создание этого шедевра декоративно-прикладного искусства относится к концу 1730-х годов, но при детальном изучении невольно предполагается более позднее время. Об этом свидетельствуют сильные выносы раскрепованного карниза, сложнейшие и разнообразные по форме виды деревянной резьбы. Одним словом, здесь прослеживаются черты развитого барокко середины XVIII века, характерные для творчества Ф. Б. Растрелли. Есть определенное сходство в общем композиционном решении и в манере резьбы между главными иконостасами Сампсониевского собора и церкви Большого дворца в Петергофе (последний выполнен по проекту Растрелли мастерами столярного и резного дела Нильсеном, Ролланом и Шталмеером).
Растрелли широко использовал золоченую резьбу в отделке интерьеров. По его проектам работали не только иностранные, но и русские резчики.
Главный иконостас Сампсониевского собора, бесспорно, был выполнен русскими мастерами петербургской школы, это не вызывает сомнений. Но очевидным представляется и то обстоятельство, что работали эти мастера по проекту выдающегося архитектора. В то время, как правило, все работы, даже самые незначительные, выполнялись под надзором и творческим руководством ведущего архитектора. Так, например, когда у Растрелли работали известные мастера Роллан и Дункер, чертежи разных украшений для них делал он сам.
Прямых документальных доказательств того, что автором проекта главного иконостаса Сампсониевского собора был Ф.-Б. Растрелли, нет, но такая возможность наиболее допустима.
Среди немногих сохранившихся в нашем городе памятников русской деревянной пластики и резьбы первой половины XVIII века главный иконостас Сампсониевского собора имеет большую художественную ценность, и по своим достоинствам, красоте и величию не уступает резному иконостасу Петропавловского собора.
Особую художественную ценность в Сампсониевском соборе представляет уникальная коллекция иконописи XVIII века. В 1909 году она насчитывала более 160 образов в иконостасах, отдельно стоящих киотах и на стенах собора. Большинство из них относится к периоду 1720-х - 1760-х годов, причем три образа подписаны авторами (редкость для икон этого периода). Имена иконописцев А.Квашнина, А.Поспелова и Т.Баженова навсегда остались в истории создания художественного убранства собора. Общая стилистика икон и манера письма в полной мере отражают этап развития русской художественной школы первой трети XVIII века, когда древнерусские иконописные традиции испытывали влияние европейских мастеров.
Подготовлено П.М.Званцевым и А.В.Квятковским |